Дневник читателя: Война и Мир, Лев Николаевич Толстой.

1. Введение.

___Роман "Война и мир" - это настоящая машина времени, переносящая читателя в те времена, о которых он мог только читать. Перед ним словно оживают герои, которых он знает из учебников истории, и эти герои бесприкословно исполняют свою роль, как они уже делали это в XIX в.. Читатель видет битвы, которые раньше были описаны лишь голыми фактами, и людей в быту, о которых вообще ничего не знал; он видит отношение к врагам во время боёв и видит то, как вне боя границы между людьми стираются, а слово "враг" словно исчезает на время.

___Главные герои романа поделились для меня на две группы. В первую входят те, кому цели поставил кто-то другой, кто-то другой говорит им, как жить и что делать, чтобы добиться этих целей. Они идут за ведущим и благоговеют перед ним. Во второй группе содержатся люди, сами определившие себе свои цели, имеющие смелость анализировать осмысленность своих поступков, отсеивать ненужное, проявлять инициативу ради своих идеалов.
___Первая группа - это массы. Это большинство солдат; те, что благоговели перед образом Александра, были влюблены в него, хотели того, чего он хочет и шли за ним. Первая группа - это те, что чуть не задавили Петю Ростова, не замечая его в стремлении увидеть государя. Вторая группа имеет меньшую численность. Это командиры войсками, которые брали ответственность за русских солдат, хорошо обдумывали решения, чтобы зря не подвергать людей опасности. Это Андрей Болконский, который сам построил свои идеалы и сам в них разочаровался, который проявил инициативу и пошел командовать полком, отказавшись от штабной службы, чтобы иметь больше влияния на происходящие события, и меньше зависеть от влияния других.

___Не смотря на то, что роман имеет большую историческую ценность, что в нем явно расскрыты война с Наполеоном, портрет Кутузова, причины происшедших событий, я хочу поговорить о некоторых главных героях и, как обычно, ответить себе на возникшие у меня в голове вопросы. Я имею основание думать, что с большинством изложенных здесь мыслей Лев Николаевич ни за что бы не согласился, но это мой дневник и мне бы хотелось говорить здесь о том, что вижу я, поэтому заранее прошу прощения у автора и возможных недовольных.


2. Краткие портреты.

2.1 Николай Ростов.

___Николай Ростов, семейный и отзывчивый.
Ростов не слушал солдата. Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!» думал он.
___С самого начала повествования видит свои желания и по-юношески смело идет к ним. Но когда он попадает в круг солдат, отправляясь на войну, и читатель видит, что его идеалы и стремления идентичны идеалам и стремлениям чуть ли не каждого русского воина, становится непонятным, действительно ли все эти воины верят в то, за что идут.
Он действительно был влюблен и в царя, и в славу русского оружия, и в надежду будущего торжества. И не он один испытывал это чувство в те памятные дни, предшествующие Аустерлицкому сражению: девять десятых людей русской армии в то время были влюблены, хотя и менее восторженно, в своего царя и в славу русского оружия.
___Когда в период временного перемирия Николай видит своего государя и русских солдат непринужденно беседующими с Наполеоном и частью его армии, в нем кипит неверие в правильность такого положения, и все же он решает, что государю знать лучше, а его дело "рубить и не думать".
Угодно государю императору признать Бонапарте императором и заключить с ним союз — значит так надо. А то, коли бы мы стали обо всем судить да рассуждать, так этак ничего святого не останется. Этак мы скажем, что ни Бога нет, ничего нет,
___То есть он отдает в руки другому необходимость соответствовать своим идеалам. И надо полагать, что в действительности его идеал - это покорение ведущему его императору Александру, что хорошо видно в конце романа, когда граф Безухий пытается обсудить с Николаем проблемы общества, считая, что верха России не во всем правы, но Николай отказывается идти наперекор государю.
___Что касается их связи с Соней, то она не могла затянуться на долго. Не потому, что я сомневаюсь в их искренных чувствах друг к другу, но потому, что Николай Ростов не был готов к серьезной инициативе на дальнейшее создание семьи.
В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться — дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где-то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда.
___А Соня слишком не хотела навязывать себя, чтобы взять это дело в свои руки, тем более зная отношение к этому родителей Николая.
___В целов образ Николая Ростова, как мне кажется, описывает простой русский народ, его настроение по отношению к власти и жизненные ценности. Он притягателен в своей преданности стране и семье.

2.2. Князь Андрей Болконский.

___Андрей Болконский - персонаж, зацикленный на себе более, нежели Николай, преданный императору.
«Ну, а потом, — отвечает сам себе князь Андрей, — я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать: но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»,
___Андрей больше доверяет своим чувствам, даже не может не доверять, из-за чего в некоторые моменты поступает более эгоистично. Но это позволяет князю четко видеть перед собой свои цели и отсеивать действия, которые к ним не приведут, таким образом генерирую больше полезной работы.
___С другой стороны его зацикленность и разочарование в своих целях приводит Андрея к меланхолии и смене ориентиров. Когда Андрей разочаровывается в геройстве, он решает не служить нигде больше. Князь недоволен собой, чувство о том, что он предназначен для чего-то великого, скребет его разочарованную во всем душу. И не смотря на то, что дела у него налаживаются, он живет своей новой жизнью, Андрей все равно видит себя старым дубом, который единственный не захотел подчиниться обаянию весны.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.
___До конца своей жизни он пытается следовать своим идеалам, но повороты судьбы (такие как смерть жены, предательство возлюбленной, страдание сестры из-за собственного отца) подкашивают дух князя и единствееное, что ему остается, это за свои идеалы умереть. Но благородные, хотя и эгоцентричные, черты Андрея остаются жить позже в его сыне.

2.3. Граф Пьер Безухов.

___Изначально образ Пьера Безухова - это образ человека добродушного, идущего по течению и плохо знающего, куда он движется. Когда у человека перед собой нет конкретных целей, ему некуда девать свои ресурсы, а девать их куда-то надо. Поэтому сначала Пьер разбойничает, но позже течение заводит его в высший свет, где светские дела сами собой у него появляются, а разбойничать уже не к месту. И все равно Пьер продолжает идти по жизни очень неуверенно. Находясь в поиске себя и не зная своих желаний, он бросается то в один омут, то в другой, но везде не по своему рвению, а потому что его туда повели.
«Всё это так должно было быть и не могло быть иначе, — думал Пьер, — поэтому нечего спрашивать, хорошо ли это или дурно? Хорошо, потому что определенно, и нет прежнего мучительного сомнения».

___Так он делает Элен своей женой, а позже, в связи с предательством спутницы жизни ставя наконец перед собой вопрос о смысле своего существования, вступает в массонские круги. На протяжении всего романа этот герой постоянно развивается и в конечном итоге, пусть и довольно поздно, превращается в образ взрослого, состоявшегося человека, который задумывается о глобальных проблемах общества и стремится к его улучшению. Как бы сначала не хотелось отнести его к первой группе людей, описанной выше, стремление Пьера найти свою дорогу и успех его в этом говорят о том, что он из второй группы.

3. Сравнение Наташи и Марии

Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро.  
/Лев Толстой/

___Наташа описана красивой, общительной, слегка кокетливой девушкой, которая привлекает внимание многих.
Разве можно оставаться спокойною в наше время, когда есть у человека чувство?
___ В то время, как Мари с самого начала набожная, молчаливая, вдумчивая и жертвенная дочь, которую не назовешь красивой. Наташа постоянно находится в изучении чего-то, Мария же прямо названа автором дурой. Но, хотя в начале романа Наташа ожидаемо привлекает читателя гораздо больше Марии, в конце ее образ становится не так интересен, а для меня даже и омерзителен, в отличии от которого образ Марии возносится над собой, притягивая к себе внимание и восхищение. Такой странный обмен их местами обусловлен ресурсами, из которых девушки брали жизненную энергию.
___У Наташи нету внутреннего стержня, который бы ее подпитывал. Вместо него Наташа пользуется внешними энергетическими источниками, а в основном это похвала и внимание окружающих. Девушка делает все, чтобы угодить близким и получить их похвалу, она с детства знакома с таким способом пополнения энергетических запасов. Дом ее семьи навещает влюбленный в нее молодой человек - Наташа не влюблена в него, но ей нравится, что он ходит. Питающая искренние чувства к князю Болконскому Наташа все же не может устоять от Анатоля всего лишь из-за того же внимания, которое уделил он, а Андрей уделить не мог в связи с расстоянием. Такое поведение кажется милым в раннем возрасте, но в действительности это капризность, что и открывается со временем. Интерес к любому роду деятельности у Ростовой со временем пропадает, так как это был в действительности лишь интерес к реакции окружающих на ее умения, и как только менялся способ получать внимание, исчезала надобность в предыдущем. Со сменой своей роли от молодой кокетки до жены и матери Наташин фокус переносится со всех окружающих на мужа и детей и теперь от них она требует внимания к себе, а для этого не обятательно петь и поддерживать светские беседы, это можно делать на правах жены и матери.
___В отличии от Наташи у Марии есть один главный внутренний источник энергии. Она живет по принципам своей веры, терпит несправедливо обижающего ее отца, для себя ничего не требует. Ее поступки обдуманны и направленны впервую очередь не на себя, таким образом являясь более осмысленными и полезными.
В такие минуты в душе княжны Марьи собиралось чувство, похожее на гордость жертвы. И вдруг в такие-то минуты, при ней, этот отец, которого она осуждала, или искал очки, ощупывая подле них и не видя, или забывал то, что сейчас было, или делал слабевшими ногами неверный шаг и оглядывался, не видал ли кто его слабости, или, что было хуже всего, он за обедом, когда не было гостей, возбуждавших его, вдруг задремывал, выпуская салфетку, и склонялся над тарелкой, трясущейся головой. «Он стар и слаб, а я смею осуждать его!» думала она с отвращением к самой себе в такие минуты.
Жизнь Марии сбалансированна, она получает столько внимания, сколько заслуживает и сколько ей самой требуется. И может она дура в связи с плохой эрудицией, но ее образ - это образ мудрой женщины, что оказывается гораздо более важным. В то время, как Наташа полностью ушла в заботы о своем семействе, ограничиваясь лишь только тем, чтобы все были здоровы и сыты, Мария придумывает новые интересные способы для воспитания детей. Наташа, став матерью, теряет свою красоту, а духовная красота Марии остаётся с ней.
___При этом Наташу нельзя назвать отрицательным персонажем. У нее доброе и искреннее сердце, о чем свидетельствуют многие сцены книги. Например, момент, когда она уговорила мать помочь раненным солдатам и выделить им места в экипаже. Андрея она так же любила всей душой, в этом нет сомнения, особенно после момента ее выхаживаний раненного любимого. Возможно Наташу подкосило в моих глазах то, что главная любовь ее жизни ушла безвозвратно, потому как ее чувства к Пьеру даже поставить в сравнение с любовью к князю Болконскому я не могу. В любом случае образ ее меня одновременно и притягивает своей яркостью и живостью, и отталкивает своей несамодостаточностью.
___Мари отдает свою любовь мужу и детям с большей пользой лишь потому, что в ней обладает внутренний стержень, которого нет в Наташе. А берется он из ее интересов, которые как были, так и остались в религии и отдаче близким.

___И еще маленькая пасхалочка, которая окончательно утвердила во мне близость к образу Мари:
Няня Савишна, с чулком в руках, тихим голосом рассказывала, сама не слыша и не понимая своих слов, сотни раз рассказанное о том, как покойница-княгиня в Кишиневе рожала княжну Марью, с крестьянской бабой-молдаванкой, вместо бабушки.

4. Цитаты из книги.

4.1.
Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых.
4.2.
— Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержен, ну и здоров.
4.3.
— Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…
4.4.
Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего-то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск.
4.5.
Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.
4.6.
И он опять видел ее не какою-то дочерью князя Василья, а видел всё ее тело, только прикрытое серым платьем. «Но нет, отчего же прежде не приходила мне в голову эта мысль?» И опять он говорил себе, что это невозможно; что что-то гадкое, противоестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке. (Пьер об Элен)
4.7.
И, впрочем, что же я сделал для этого? Когда это началось? Из Москвы я поехал вместе с князем Васильем. Тут еще ничего не было. Потом, отчего же мне было у него не остановиться? Потом я играл с ней в карты и поднял ее ридикюль, ездил с ней кататься. Когда же это началось, когда это всё сделалось? И вот он сидит подле нее женихом; слышит, видит, чувствует ее близость, ее дыхание, ее движения, ее красоту. (Пьер об Элен)
4.8.
Рассказать правду очень трудно; и молодые люди редко на это способны. Они ждали рассказа о том, как горел он весь в огне, сам себя не помня, как буря, налетал на каре; как врубался в него, рубил направо и налево; как сабля отведала мяса, и как он падал в изнеможении, и тому подобное. И он рассказал им всё это.
4.9.
Борис в эту минуту уже ясно понял то, что он предвидел прежде, именно то, что в армии, кроме той субординации и дисциплины, которая была написана в уставе, и которую знали в полку, и он знал, была другая, более существенная субординация, та, которая заставляла этого затянутого с багровым лицом генерала почтительно дожидаться, в то время как капитан князь Андрей для своего удовольствия находил более удобным разговаривать с прапорщиком Друбецким.
4.10.
«Да, очень может быть, завтра убьют», подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспоминал первые времена своей любви к ней! Вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя, и он в нервично-размягченном и взволнованном состоянии вышел из избы, в которой он стоял с Несвицким, и стал ходить перед домом.
4.11.
Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»
4.12.
Сидя в своей прежней классной комнате, на диване с подушечками на ручках, и глядя в эти отчаянно-оживленные глаза Наташи, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир, который не имел ни для кого никакого смысла, кроме как для него, но который доставлял ему одни из лучших наслаждений в жизни; и сожжение руки линейкой, для показания любви, показалось ему не бесполезно: он понимал и не удивлялся этому.
4.13.
Она просила своим взглядом у него прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее.
4.14.
— Иди, иди, убит в сражении, в котором повели убивать русских лучших людей и русскую славу. Идите, княжна Марья. Иди и скажи Лизе. Я приду.
4.15.
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. — Меня считают злым человеком, я знаю, — говаривал он, — и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два-три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, — продолжал он, — мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей — графинь или кухарок, всё равно — я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!.. — Он сделал презрительный жест. — И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.
4.16.
и тот ваш образ мыслей, о котором вы говорите, и который вам кажется произведением вашего мысленного труда, есть образ мыслей большинства людей, есть однообразный плод гордости, лени и невежества. Извините меня, государь мой, ежели бы я не знал его, я бы не заговорил с вами. Ваш образ мыслей есть печальное заблуждение.
4.17.
Он был, как ему казалось, порочным только потому, что он как-то случайно запамятовал, как хорошо быть добродетельным.
4.18.
то, что справедливо и несправедливо — не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
4.19.
Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
4.20.
Ростов сделался не в духе тотчас же после того, как он заметил неудовольствие на лице Бориса, и, как всегда бывает с людьми, которые не в духе, ему казалось, что все неприязненно смотрят на него и что всем он мешает.
4.21.
Она долго не могла заснуть. Она всё думала о том, что никто никак не может понять всего, что она понимает, и что в ней есть.
4.22.
Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта-то была та самая манера, которая более всего шла к ней.
4.23.
Всё семейство, которое строго судил прежде князь Андрей, теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей.
4.24.
Берг, судя по своей жене, считал всех женщин слабыми и глупыми. Вера, судя по одному своему мужу и распространяя это замечание, полагала, что все мужчины приписывают только себе разум, а вместе с тем ничего не понимают, горды и эгоисты.
4.25.
Но потом, увидав отца и особенно маленького Коко, она ослабевала в своем намерении, потихоньку плакала и чувствовала, что она грешница: любила отца и племянника больше, чем Бога.
4.26.
Любовь к праздности осталась та же и в падшем человеке, но проклятие всё тяготеет над человеком, и не только потому, что мы в поте лица должны снискивать хлеб свой, но потому, что по нравственным свойствам своим мы не можем быть праздны и спокойны. Тайный голос говорит, что мы должны быть виновны за то, что праздны. Ежели бы мог человек найти состояние, в котором он, будучи праздным, чувствовал бы себя полезным и исполняющим свой долг, он бы нашел одну сторону первобытного блаженства. И таким состоянием обязательной и безупречной праздности пользуется целое сословие — сословие военное. В этой-то обязательной и безупречной праздности состояла и будет состоять главная привлекательность военной службы.
4.27.
Он испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей, — способность видеть и верить в возможность добра и правды, и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие.
4.28.
Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно — уйти, а куда мне уйти?…
4.29.
Наташа успокоивалась на мгновенье, но потом опять какой-то инстинкт говорил ей, что хотя всё это и правда и хотя ничего не было — инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви ее к князю Андрею погибла.
4.30.
Для нас непонятно, чтобы миллионы людей-христиан убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив, Александр тверд, политика Англии хитра и герцог Ольденбургский обижен.
4.31.
История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей.
4.32.
Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? — сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной! И прежде были все те же условия жизни, но прежде они все вязались между собой, а теперь все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею.
4.33.
Не только гения и каких-нибудь качеств особенных не нужно хорошему полководцу, но, напротив, ему нужно отсутствие самых лучших высших, человеческих качеств — любви, поэзии, нежности, философского пытливого сомнения. Он должен быть ограничен, твердо уверен в том, что то, что он делает, очень важно (иначе у него недостанет терпения), и тогда только он будет храбрый полководец. Избави бог, коли он человек, полюбит кого-нибудь, пожалеет, подумает о том, что справедливо и что нет. Понятно, что исстари еще для них подделали теорию гениев, потому что они — власть. Заслуга в успехе военного дела зависит не от них, а от того человека, который в рядах закричит: пропали, или закричит: ура! И только в этих рядах можно служить с уверенностью, что ты полезен!“
4.34.
Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, — тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе.
4.35.
Хороший игрок, проигравший в шахматы, искренно убежден, что его проигрыш произошел от его ошибки, и он отыскивает эту ошибку в начале своей игры, но забывает, что в каждом его шаге, в продолжение всей игры, были такие же ошибки, что ни один его ход не был совершенен. Ошибка, на которую он обращает внимание, заметна ему только потому, что противник воспользовался ею.
4.36.
Он долго управлял народом и знал, что главное средство для того, чтобы люди повиновались, состоит в том, чтобы не показывать им сомнения в том, что они могут не повиноваться.
4.37.
При приближении опасности всегда два голоса одинаково сильно говорят в душе человека: один весьма разумно говорит о том, чтобы человек обдумал самое свойство опасности и средства для избавления от нее; другой еще разумнее говорит, что слишком тяжело и мучительно думать об опасности, тогда как предвидеть все и спастись от общего хода дела не во власти человека, и потому лучше отвернуться от тяжелого, до тех пор пока оно не наступило, и думать о приятном.
4.38.
Диспозиция, составленная Вейротером в Аустерлицком сражении, была образец совершенства в сочинениях этого рода, но ее все-таки осудили, осудили за ее совершенство, за слишком большую подробность.
4.39.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»
4.40.
(Наполеону казалось, что главное значение того, что совершалось, заключалось в личной борьбе его с Александром.)
4.41.
С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.
4.42.
И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз поняв всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только еще один раз увидать ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать…»
4.43.
— Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, — сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза.
4.44.
Но, как будто главная цель Пьера состояла не в том, чтобы исполнить задуманное дело, а в том, чтобы показать самому себе, что не отрекается от своего намерения и делает все для исполнения его, Пьер поспешно взял купленный им у Сухаревой башни вместе с пистолетом тупой зазубренный кинжал в зеленых ножнах и спрятал его под жилет. 

В следующем выпуске:
Стивен Кинг "Воспламеняющая взглядом" 

Комментарии

Популярные сообщения