📚 Дневник читателя: Американский психопат, Брет Истон Эллис.

...о том, что есть зло и откуда оно берётся.
🦇 Атмосфера: 10/10⠀
🦇 Увлекательность: 7/10⠀⠀

⠀Представьте себе Уолтера Митти, который в очередной раз выпал из реальности в мир фантазий. Но фантазии о рыцарстве и завоевании любимой сменяются картиной насилия и расчленения. И в этом весь американский психопат - Патрик.
⠀Он живёт жизнью, которой от него ждут - зарабатывает миллионы, посещает лучшие клубы НЙ, имеет моделей. А в свободное время Патрик убивает случайных людей разными извращённым способами.
⠀И самое интересное - он как будто хочет, чтобы его поймали, афиширует свои нестандартные желания, открыто проявляет интерес к особо кровавым событиям, однажды даже признается в содеянном коллегам и регулярно прогуливается по местам своих преступлений. Но наш психопат слишком хорошо играет роль успешного американского бизнесмена, которую так жаждет общество. Слишком хорошо, чтобы его отвергли.
⠀В отличие от Жана Вольжана, главного героя романа Отверженные, мюзикл по которому постоянно упоминается на протяжении книги. Тот персонаж был слишком нелицеприятным: бедный, необразованный, с запятнанным прошлым и неизвестным родом. И там, и тут социуму интереснее видимость соответствия, а не реальные человеческие качества.
⠀Психопата называет чудовищем девушка, из-за того, что он порвал с ней отношения. Друзья говорят, что он псих, если Патрик не закажет лучшее по рейтингу модной газеты блюдо ресторана. Какая ирония...
⠀И можно ли в таких обстоятельствах считать злом именно Патрика? Ведь в большинстве его жертвы - те самые люди, которые не вписались. Проститутки и бомжи; собаки, пропажи которых даже не заметили; мальчик, который не умел распознать опасность(ой, он бы всё равно прокололся где-нибудь ещё и стал бы отвергнутым).
Словно и это - часть ожиданий общества, которые Патрик так хорошо оправдывает. Он не задаётся вопросом: кто - тварь дрожащая, а кто - право имеющий. Всё уже решено и описано его ролью.
⠀Язык чешется заявить, что он - не человек. Но читатель не может себе этого позволить после глав, где Патрик рецензирует музыкальные композиции своих любимых исполнителей. Он так тонко чувствует персонажей, проникая в саму психологию их взаимодействия, по произведению угадывая чувства автора. Он видит всю палитру чувств, влияние прошлого опыта и даже...сопереживает?
⠀И тем страннее, что, рассуждая о любви и гуманизме, кто-то невольно застаёт Психопата врасплох. Тогда Патрик признается, что подобные мысли ни разу не посещали его до сих пор. И лишь однажды, после очередного убийства, Патрик говорит, что всего-то хочет быть любимым. Каким же должно быть это общество, в котором воспитываются люди, ни разу не слышавшие о гумманизме, в котором любви вынуждены добиваться такими кровавыми способами?
⠀Как и герой заводного апельсина, Патрик - продукт общества: его ценностей и социальной структуры. Он такой же человек, как и все, и это очень горько и сложно признать.⠀

⠀Впервые, прочитав книгу, понимаю, что никогда никому её не посоветую. Сама осилила еле-еле всё эти кровавые подробности. Но я с удивлением смотрю, как много написала о романе выше, а это даже не половина моих мыслей. Видимо книга действительно гениальна в своем роде. Но стоит ли гробить из-за неё психику - решать вам.

📝 ЦИТАТЫ:
...опустив ы в «отгадываешь» — жалкий жест близости, раздражающий укол навязываемой дружественности.
Прошлое не реальность. Это всего лишь сон. Не говори о прошлом.
Запах крови и мяса пропитал квартиру так, что я больше его не чувствую. Но позже моя дикая радость проходит, и я плачу, оплакиваю себя, не в состоянии найти утешение ни в чем, всхлипывая, бормочу: "я лишь хочу, чтобы меня любили", проклинаю мир и все, что мне втолковывали: принципы, различия, выбор, мораль, компромиссы, знание, сообщество, молитвы - всё это было неправильно, не имело никакой цели. В конце концов всё свелось к одному: смириться или умереть. Я представляю своё безучастное лицо, изо рта слышится бесплотный голос: Это ужасные времена. Черви уже корчатся в колбаске из человечины, на них капает моя слюна, а я так и не могу понять, правильно ли я готовлю, потому что плачу навзрыд и никогда прежде ничего не готовил.
Вот география моей действительности: у меня никогда не было в мыслях, что человек способен измениться или что мир можно сделать лучше, если получать удовольствие от чувств, взглядов и жестов, от любви и доброты другого человека.
Разве зло - это мы? Или наши поступки? Я испытываю постоянную острую боль и не надеюсь на лучший мир, ни для кого. На самом деле мне хочется передать свою боль другим. Я хочу, чтобы никто не избежал её. Но даже признавшись в этом - а я делал это бесчисленное количество раз, после практически каждого содеянного мной поступка, - взглянув в лицо этой правде,я не чувствую катарсис. Я не могу узнать себя лучше, и из моего повествования нельзя понять что-то новое.

Тебе известно, что, говорят, не бывает двух одинаковых снежинок? Так мне кажется, что это неправда. Мне кажется, много снежинок одинаковых... И много одинаковых людей.

Комментарии

Популярные сообщения