Ты увидишь, он бескрайний или Плато Путорана

   Плато Путорана. На уроках географии эту точку я почему-то запомнила лучше, чем расположение Берингова пролива. Тогда я знать не знала и что такое плато, и что я окажусь там собственной персоной.

   Удивительное место, поражающее разнообразием флоры, кардинально меняющимися пейзажами и уникальными ландшафтами. Может показаться кому-то неприступным, но по-северному вполне гостеприимное. 

   Неповторимость плато оправдана историей его возникновения и формирования. Около 252 млн лет назад через сеть трещин в земной коре произошло глобальное извержение магмы. Магма растекалась и застывала, образуя огромный ступенчатый массив базальтовой породы. Так на территории будущей РФ появились горы без вершин.

   Базальт обладает особенной внутренней структурой. При определённых условиях магма застывает в массу, целиком состоящую как будто из множества колон с 3-7 гранями(зачастую в разрезе правильные многоугольники). Когда время точит ветром и дождями базальтовые образования, они разрушаются по швам своей структуры, таким образом демонстрируя её миру:


 

   10-12 млн лет назад в результате сейсмической активности территория плато поднялась, в базальте возникли трещины, ставшие потом каньонами и озёрами.

   Плато Путорана - второе в мире по площади базальтовое образование, уступая первое место плато Декан в Индии. 250 тыс. км². Это больше, чем площадь Белоруси или Великобритании. И именно тут, на юго-западной части плато, находится географический центр России.

Планы

   Решение пойти на плато было принято в октябре 2020, когда мы с Максимом гуляли вокруг да около Розы Хутор и поняли, что нам очень не хватает чего-то по-серьёзнее, мечта о Норвегии уже исполнена и пора бы исполнять следующую. 

   К сожалению, привычный нам гид Слава не водит маршруты на плато, а одним туда соваться в нашем случае опасно. Так мы нашли Клуб Приключений. За подробным отзывом о них пишите в лс, здесь скажу только, что клуб показался мне весьма организованным, безопасность и даже некоторый комфорт клиентов покрыты на 5+, однозначно рекомендую его в том числе новичкам.

Подготовка

   Из снаряжений в этот раз своевременно купили наконец-то личную палатку. Остановились на Normal Эльбрус 3 SI/PU, штормовая, с хорошей защитой от воды, 3 места, просторный тамбур, весит 3 кг и вполне компактная. Цена сначала была кусачей, но когда мы поднялись на плато, я сказала нам из прошлого огромное спасибо. В группе за поход ветер сломал две палатки. Вывод 1: собираясь пройтись по плато Путорана, не экономь на палатке.

   Так же у нас были лёгкие сандали для прохождения бродов. Ветровки, флиски, дождевики, etc - стандартный набор для климата, который нас ждал. Любителям сохранять ноги в сухости я бы порекомендовала положить в рюкзак резиновую обувь - в низинах много болот.
   А так же рекомендую серьёзно озадачиться тем, как вы будете спасаться от комаров и мошки. Я думала, что после Урала меня этим не напугать, но на Путорана комары какие-то совсем хищные. Репеллента в пути хватало на 15 минут, от накомарника под конец меня начало укачивать, а в жару с длинным рукавом ходить было невозможно.

   Билеты в Норильск мы покупали за 2 недели, и это было ошибкой, остались только варианты с пересадками. Разница по времени с Москвой - 4 часа, и конечно с большой долей вероятности там будет значительно холоднее, так что желательно оставить себе время на акклиматизацию до и после похода. Впрочем, для любителей инста-отдыха Норильск может оказаться травмирующим опытом :)

Норильск

   Не могу обойти стороной город, из которого началось путешествие на плато. 

   Об этом месте у меня противоречивые впечатления. Город маленький, был построен заключёнными Гулага ради полезных ископаемых. Прямо сейчас здесь добывают 35% мирового палладия, 25% платины, 20% никеля, 20% родия, 10% кобальта. Один маленький и не очень уютный городок кормит весь Красноярский край. За это Норильск платит ужасной экологией - 4 место в рейтинге нашей страны.

Пейзаж ~20 минут ходьбы от центра города

   Состояние города на вид плачевное: новые дома почти не строят(это сложно и дорого из-за вечной мерзлоты под землёй), растительности в городе почти нет и она однообразная(потому что растениям здесь тоже жить сложно). Думаю, это тоже связано с приоритетами, отданными добыче, добыче, добыче.

   Однако в моих голубых мечтах это мог бы быть прекрасный город для туризма. До гор тут ближе, чем в Сочи. Мы пешком из центра города дошли за час до подножий. Тут уже есть горнолыжка, не говоря уже о туризме на плато. К тому же это самый северный город с численностью населения от 150 тыс - чем не ачивка?

   Но в текущих реалиях упор на туризм здесь организовать сложно. В Норильск ещё надо постараться попасть: иностранных граждан сюда пускают только по разрешению ФСБ, а пересечь границы города можно только через аэропорт, где на выходе отдельно проверяют документы.

   Но если прямо сейчас вы попали в Норильск, здесь можно попробовать оленину в разных вариациях(в ресторане Норильск седло оленя - мой фаворит) и погулять по старому городу(если вы любите заброшки и промзоны, таких вы мало где увидите).


День 1 (19 июля)

   Утром 19 июля мы пришли в квартиру наших будущих гидов, где собиралась вся группы. Там мы получили свою часть общака, перепаковались и покинули последние стены, приютившие нас перед палаточной жизнью.
   На машинах мы доехали до порта, где нас ждали два катера. 

   По ним мы расселились и поплыли сначала по озеру Мелкому, потом по озеру Лама. Виды по дороге уже были многообещающие. 

   Однако и комары нас тоже быстро настигли. Трижды катера останавливались в санитарных целях. И на каждой из остановок, стоило только выйти на землю, через несколько секунд каждый был окружён хищной стаей кровопийц. А на одной из остановок нас ожидали останки лося:

   Дорога заняла у нас около 7 часов.  Кто-то успел поспать, кто-то прочитал половину книжного запаса на поход (я).

   Земля встретила нас хвойным лесом. 

   И комары тут как тут

Пикник на шапке

   В первый день(а точнее вечер) мы прошли всего километра полтора и набрали небольшую высоту. Но уже вдоволь покормили комаров и искупали ноги в болотах. Нас ждали ужин, знакомство с группой(нас было 17 человек, включая двух гидов) и первая ночь в палатках.

День 2 (20 июля)

   Путь продолжал вести глубже в тайгу. Периодически хвою сменял уже лиственный лес, иногда из леса мы выходили на светлые пространства. Шли и по болоту, и по кустарникам багульника, а иногда даже везло на подобие тропинок.

   Сегодня мы дошли до реки Бунисяк и начали движение вдоль берега. Первый день и уже первый брод.

   Хотя несколько раз мы брода избежали. В местах, где расстояние до другого берега позволяло, наши смекалистые парни организовали мосты из подручных средств.

   Было пересечение воды и там, где не ожидали гиды. В некоторых ранее сухих местах за последний 5 лет образовались новые ответвления реки. Тут, например, ещё пять лет назад воды не было:

   Растительность уже радовала своим разнообразием.

   Набрали сегодня около 100 метров высоты, что мало ощущалось. Часто поднимались, потом спускались, потом опять поднимались, но как будто оставались примерно на том же уровне - вот такая иллюзия. 

День 3 (21 июля)

   Продолжаем идти вдоль Бунисяка по тайге.

   Хвою начинает иногда сменять лиственная среда.

   Идти по тайге - вообще дело не лёгкое. Ты смотришь вперёд, а там стеной деревья, стволы обманчиво тонки. Думаешь - "ну нам точно не туда", но через секунду именно туда тебя и ведёт гид.

    А за спиной немаленький рюкзак. А ко дну рюкзака прицеплена пенка. Не застрянешь ты - застрянет рюкзак. Пройдёт рюкзак - застрянет пенка. Но если ты идёшь не последним, идущий сзади всегда доброжелательно подтолкнёт :)

   Понимаю, что уже не могу так красноречиво описывать походные трудности. 

   Да, болота. Да, комары. Тайга вот и броды - что-то новенькое. Холодно, жарко, идти фиг знает сколько. Иногда страдаю, в целом бодрюсь, но уже всё родное, знакомое.

   Поэтому ходовые дни немного смешались в моей голове, особенно подъём на плато. Но судя по фотографиям, именно сегодня наконец я стала замечать небольшой набор высоты. 


   Уже стали заметны благодаря расстоянию характерные рельефы местности. Вода издалека обрела плотность цвета, показав свою насыщенность и глубину.

   Манной небесной было встать на привал в ветренном месте, тогда комары хоть немного тормозили свою охоту. На одном из таких привалов нам удалось сделать групповой снимок.

   Такой вот дружной компанией и с широко открытым глазами мы пошли дальше восторгаться неизвестностью. 


   За время похода я увидела наверное все возможные цвета мха.

   Лагерь мы поставили на каменистом берегу, что дало нам возможность организовать походную баню.


   Для меня это было в новинку, попробовать не терпелось, поэтому никакая усталость не могла меня остановить.
   Технология следующая: из камней, что попадутся под руку, строится печка и в ней разводится костёр.

   Когда камни достаточно нагрелись, костёр тушится, а конструкция накрывается тентом, концентрируя таким образом тепло. Пока камни грелись, я подумала, что снимки, которые я до сих пор делала, не похожи на то, что я вижу в реальности в последне дни, так как смотрю на мир через накомарник. Решила исправить эту несправедливость, не благодарите:


   А тем временем камни прогрелись, костёр потушили, накрыли тентом и вот так выглядела сегодня наша баня:


    Предполагалось, что люди, находясь внутри, будут мыться, а потом отмываться в холодной реке. Меня на такой подвиг уже не хватило, как и большинства девчонок, так что отмывались мы тоже внутри, обливая друг друга ковшиками.

День 4 (22 июля)

   Сегодня я ощутила наконец, что я в походе. Мы открывали всё новые и новые способы пересечь воду:


   Дошли наконец до настоящих курумников:


   Ощутимо набирали высоту:


   По моим ощущениям в последний раз перед подъёмом мы видели такие тёплые рыжеватые пейзажи:

   Полюбовались первым водопадом:

   Рядом с ним же встали на обед.


      Рельеф базальтовых пород теперь открылся нам всей своей уникальностью:

   Невероятно, что эти этажи столбов просто взяли и сами образовались.

   Нам даже стали попадаться местные природные сувенирчики. Правда гид сразу предупредил, что такие камешки могут отобрать на вылете из города под предлогом борьбы с промышленным шпионажем.

   Я уже говорила, что флора тут невероятная. 

   Удивительно с учётом климата и на контрасте с Норильском.

А это вот мои любимчики:


Александра, коллега по группе, сказала, что их называют жарки. Я не проверяла, но они как минимум огонь.


   Так мы постепенно приближались к путоранской арктической пустыне.


   Ночевали близ каньона на фото выше. Понять, что мы уже высоковато, можно было и с закрытыми глазами, такой там дул ветер. Палатку в ту ночь трясло так, будто в ней проходила жаркая вечеринка, я еле уснула и постоянно просыпалась.

День 5 (23 июля)

   Вчера начались мои самые счастливые дни похода. 

   А дальше - больше. Пейзажи становились холоднее и каменистее:

   Броды не отпускали:

   Встретился первый снег:

   Вода становилась всё буйнее среди камней:

      И не смотря на всё растительность продолжала покорять меня.






   Довольно быстро мы дошли до стоянки(читай, не к обманчиво светлой полуночи). Лагерь поставили близ каньона.

   Но бодрый шаг - не повод отдыхать, а повод найти, где этот каньон начинается!

   Так, поставив лагерь, мы пошли в маленькую радиалку.

   Которая привела нас сюда:

   Как видно, шли в сандалях, потому что недалеко и потому что конечно же по дороге был брод) 

   И так, теперь я отчётливо понимала - мы на плато! Можно было перестать обманывать себя, что наверху из-за ветра комаров не будет. Были и ветер, и комары. Хотя второго, от души благодарю, было поменьше.

День 6 (24 июля)

   Шестой день полностью заняла радиалка. Оставив утомившихся и повредивших себе что-то по дороге в лагере, мы отправились налегке навстречу приключениям.


   Почему-то именно природа севера завораживает меня больше всего.


   И колется, и болется, а всё равно я продолжаю жрать свой кактус. 


   Не знаю, что тут за тайны мироздания хранятся, но именно среди этих голых камней и ледяной воды я чувствую, как будто меня касается единственная возможная истина жизни.

   Я её никогда не узнаю, но она знает меня, и я сама от этого как будто становлюсь чуть-чуть правильнее.


   Невероятного цвета вода (да, я после каждого похода так говорю, но не вру ведь). И та пасмурная погода, которая сопровождала нашу прогулку, особенно идёт местным рекам.


   А тёмные ландшафты, как какое-то колдовское царство, точно вам говорю.


   Мы много шли по курумам. Собственно, как только мы поднялись на плато, курумы стали нашими постоянными спутниками.


   Мне довелось познакомиться с арктической пустыней в Норвегии. Но там она была совсем другой: гладкие цельные скалы и по сравнению с плато именно груд камней считай не было. А когда были, камни в них были удобного размера, устоявшиеся, почти не двигались под ногами.


   Здесь же всё иначе. Курумники везде и всегда. И разные. Часто ходили по мелким камням, которые под человеческим весом, как ни крути, двигаются. Не говоря о том, что ногу удобно на них не поставить.


   Но даже на вид удобные в размерах курумы часто подводили. Сложилось впечатление, что местность тут весьма подвижная и каждый камень на одном месте в принципе не лежит, так что и возможности утоптаться у камней нет.

   Водопады я увидела только за этот день со всех сторону. И сверху:


И издали:


   Под конец распогодилось, небо подочистилось, дав возможность насладиться одним из моих любимых горных пейзажей с причудливыми узорами из пятнистой тени облаков:


   До лагеря мы добрались слишком довольные, что-то должно было пойти не так. И действительно, спустившись, мы обнаружили, что одна из оставленных палаток не выдержала ветра, сломалась. Людей из неё расселили по другим палаткам, нам досталась честь приютить у себя одну из пострадавших.

   За поход была сломана и вторая палатка, но я не помню, когда, поэтому говорю об этом сейчас :)

День 7 (25 июля)

   С полной уверенностью говорю - это был самый тяжёлый день похода. Начиналось всё невинно.


 Было пасмурно, но это даже радовало. Можно было спрятаться от комаров под одеждой и не отбросить коньки от духоты. Вполне бодро мы дошли до невероятно красивого каньона.


   Он был меньше первого, но эти ниточки воды, скатывающиеся по горным стенкам в витиеватую речку внизу - всё это привораживало.


   Справа каньон заканчивался водопадом:

   А слева он уходил в долину, которой было плохо видно из-за низкого тумана, когда мы пришли:


      Возможности приготовить нормальный обед не было, нам просто раздали готовые снэки, с которым мы управились за каких-то полчаса. После чего я пошла ещё раз посмотреть на каньон, а там:


   За это время туман заполнил каньон полностью и продолжал распространяться так быстро, что невооружённым глазом было видно каждое его движение. Это было потрясающе, я почувствовала себя в книге Стивена Кинга. Но хоть туман и пытался подняться наверх, к нам, ему это не удалось.

   Вместо этого начало слегка моросить. Кто-то потянулся к дождевику. Дальше было только хуже.

   Дождь набирал обороты в течение часа, потом лил как из ведра с периодическими перерывами на морось. Курумники стали скользкими, добив наши ноги окончательно. Так мы шли несколько часов, меня согревала только мысль о том, что стоянка вроде как не далеко. Но когда мы пошли к стоянке, выяснилось, что её размыло дождём и палатки там не бросить.

   Найти место для стоянки на 17 человек на плато - задача не на пять минут. Когда везде курумы, редкие участки без них вмещают от силы 2-3 палатки. И хотя в уральском походе я была в подобной ситуации, но гораздо плачевнее, такой поворот событий всё-таки сказался на мне, настроение было совсем не ходовое. Но деваться некуда.

   Стоянку мы конечно нашли, даже было не совсем поздно. Промокло всё и у всех, что было надето. Отважные дежурные под тентом приготовили нам ужин:


   Я еле заставила себя за ним выйти из палатки, голод не тётка. Потом был внутрипалаточный митинг с вопросом, идти ли перед сном в туалет. Результатами обсуждения все остались довольны, а потом я сладко-сладко спала.

День 8 (26 июля)

   Я сама не слышала, но говорили, что ночью была гроза. И что по всей видимости она бомбардировала снежник рядом с нами, потому что за ночь он обвалился:


   Сегодня мы готовились ко второй радиалке. Сумку я собрала ещё с вечера, посуда в тот день была на Максиме, так что я воспользовалась случаем, чтобы помыть голову.

   Забавно, что перед походом мои не походные друзья удивлялись, как можно так долго не мыться, а я их убеждала, что да вообще нормально. Но в итоге это был мой самый чистый поход, с грязной головой я вообще не ходила)

   Людей в лагере осталось на сей раз больше.


   Жаль, этот день в моём личном рейтинге стоит на первом месте. Фоток с него правда меньше среднего, но это всегда так, когда ну очень всё нравится.

   Тем более, что это был последний полный день на плато. А так не хотелось спускаться...

   Самый бомбический водопад мы увидели именно сегодня.


   Белая невеста - так его назвали. И долина перед водопадом сказочная:

   Был ещё один водопад, отличившийся своей шириной:


   В этот день так же был незапланированный брод. Опять река текла там, где не ждали. Мы не были готовы к такому и бродовую обувь не брали. Переходить брод по скользким камням босыми ногами, ммм... Кто-то сказал, что это был тайский массаж, но я бы так не выражалась.

   Было тем не менее очень жарко, я шла в спортивном лифе и постоянно окунала баф в холодную воду. Тем экзотичнее было повстречаться с наполовину замёрзшим озером:


   Прошли мы что ли 20 километра... но ощущение было, что только что вышли, а уже спускаемся.


    Погода располагала, а шанс пофоткаться в горах был последний, чем я и воспользовалась.

      И закат был волшебный: 

   

День 9 (27 июля)

   Странное чувство начало приходить: поход вроде как закончился(с плато то спускаемся), но как бы нет(потому что ещё пёхать и пёхать). Это портило настроение.


   Спускались мы довольно быстро. Я прощалась с этими волшебными ландшафтами.

У последнего по пути водопада пообедали:


Вернулся лес.


   Я так много ела в этом походе, как нигде и никогда. Очень боялась поправиться(ну это же я), но и не есть не могла, идти же ещё. А под конец голод было не остановить вообще. Если кто-то что-то не доедал, я тут как тут. 

   Поэтому приятно удивило, когда Максим сделал мне пару снимков и я увидела, как подсушилась. Не уверена, что когда-нибудь ещё буду в такой форме, так что оставлю тут на память:


   Очень скоро мы снова погрузились в лес.


   По дороге нашла забавное бревно, в котором выросла целая поляна всякой всячины:


   Всё-таки есть и в лесу чем полюбоваться, хоть масштабы тут не такие.

   Дошли до места стоянки. Живописно раскидали вещи на сушку:


   Время было раннее. Я, впервые в походе прочитавшая единственную книгу, которую взяла, умудрилась найти занимательную литературу у коллеги по цеху. 

   Так что этим вечером я снова наслаждалась чтением.

День 10 (28 июля)

   Сегодня у нас была днёвка. Это был резервный день на случай ЧП, если мы не сможем идти. Но мы так его и не использовали, а вероятность ЧП сильно снизилась, так что мы решили дать ногам отдохнуть.

   Текущая стоянка была облюбованным местом, тут часто встают туристы, и даже присутствует разная утварь:


   У нас состоялась вторая баня:


   И на этот раз я всё-таки обмылась в горной речке, так что ачивка есть!


   А потом спустился туман. Всю вторую половину дня мы были как в Сайлентхиле. 


   Но это не помешало нам хорошенько посидеть у костра, потравить анекдоты, поиграть в походные игры и вот это вот всё. Очень спокойный и ламповый был день.

День 11 (29 июля)

   Знатно отдохнувшие, мы не спеша, но довольно быстро добрались до последнего места стоянки. По дороге имели возможность наблюдать ещё раз удивительные местные рельефы, ещё и вблизи:


   Потом мы так же не спеша поставили лагерь и пошли в маленькую радиалку.


   Место было в пятнадцати минутах ходьбы о лагеря, но там особенно чувствовалась близость вечной мерзлоты.



   Чувство завершённости наконец-то становилось оправданным.


День 12 (30 июля)

   Это был самый удачный поход по погоде. Но если уж начало лить, так по полной. Последний день, последнюю горстку километров мы опять шли под проливным дождём.

   Он начался, когда мы ещё не успели собрать лагерь. Спальник конечно можно было уже не беречь от влаги, но всё-таки паршивенько.

   Не прошли и десяти ходовых минут, как я свалилась в реку) В целом я даже рада, я ни разу за поход не падала в воду, что ж это за поход был бы. 

   Последние часа полтора шли сплошь по болоту, но мне уже было всё равно, я даже не старалась передвигаться по кочкам. Где-то там за нами должны были приехать катера, там и расслаблюсь.

   Больше никаких приключений. Мы благополучно добрались до берега, где 12 дней назад нас ещё без мозолей и синяков высадили добрые дяденьки и теперь они ждут нас, мокрых насквозь, обратно в каюту. Где комаров можно при желании посчитать и капает теперь только с нас.

   И мы садимся в каюту, уплываем от суровых объятий гор, от чистых и сильных рек, от дождя, каньонов, водопадов, бродов, вот так. Мы знали, что это был только курортный роман. Вот и кончилось лето. До свидания, Италия.

Итоги

   Вот такое мы сделали кольцо:


   Те, кто ходил во все радиалки, прошли около 145 километров. Радиалки из этой суммы занимают около 40. Максимальная набранная высота - 1300 метров.

   Но кому нужны эти цифры? Цифры - так, отвлекательный маневр. Там произошло со мной что-то интимное, о чём не расскажешь просто так. Цифры я уже забыла. Записала их в заметке и сейчас просто скопипастила. А то, другое, я им насквозь теперь пропитана и тянусь обратно всем своим существом. 

Комментарии

Популярные сообщения