Воронежская область: Дон, мел и непривычно ровная дорога

Прошли внезапно короткий и лайтовый для нас маршрут по Воронежской области на майских праздниках. Занесло нас туда, потому что друзья попросили взять их в пешку, для них это был первый опыт, и выбирали что-нибудь несложное.

Но как же мне нравится наша тенденция в последнее время путешествовать по России, я давно хотела посмотреть страну, такую разную и по природе, и по людям! Тем более что нам надо было почистить карму после того, как на такие же майские мы поехали в вело-поход по Финке, где и встречали 9е мая)

Шли мы второй раз с инструкторами из Клуба Приключений. Не устану их рекламировать, офигенская компания, миллион маршрутов по России и за границей, шикарные инструктора, куча еды, отзывчивость и дружеская атмосфера. С ними и новичкам будет супер комфортно, и заядлым походникам есть очень интересные варианты.

Встретились мы почти всей группой включая вожатых аж на вокзале в Москве, где вместе сели на ночной поезд.

День 1(6 мая)

Приехали в Лиски, где нас встретил трансфер в виде автобуса, который довёз нас до кемпинга в Дивногорьи

Там мы сразу поставили лагерь и пошли в радиалки по местности.

Уже здесь мы начали знакомство с геологическими особенностями местности, самой заметной из которых является значительное количество меловых отложений.

В палеозойскую эру здесь было море, которое позже обмелело. Но за время его существования в течение миллионов лет на дне накапливались карбонатные илы, ставшие потом писчим мелом.
   На территории заповедника Дивногорье же присутствуют и более очеловеченные достопримечательности. Например, Церковь Сицилийской иконы Божией Матери, вырытая целиком в меловой горе:

Внутри церкви находится сама икона, с которой с 2010 года производят ежегодный крестовый ход. А кроме неё никакого интерьера в церкви нет.

Помещения в церкви вырывались постепенно, а строители в это время жили в уже вырытых, и внутри по столбам можно примерно представить площадь каждой следующей вырытой "комнаты", прежде чем она была соединена с остальными:

Крестовый ход должен заканчиваться обходом церкви, из которой он был начат. Но гору, в которой вырыта церковь, обойти не так просто. Строители предусмотрели и это - внутри самой церкви по её периметру прорыт тоннель, по которому завершают крестовый ход:

На второй этаж лестница открыта, и даже есть ещё одна дверь на ту сторону, где и ландшафт земли поднялся достаточно, чтобы выйти наружу.

Далее мы немного поднялись и пошли по плато, с которого был кайфовый обзор на холмистую местность.

Дошли мы и до средневекового Маяцкого городища, расположенного на мысе у впадении реки Тихая Сосна в Дон.
   Его полноценно раскопали в начале ХХ века, но потом закопали обратно, так как сооружение требует реставрации, без которой оно быстро развалится, а на реставрацию денег нет :)
   Так что кроме фотографий с раскопок на музейных табличках смотреть там нечего.

Позже мы дошли до местного действующего монастыря, но я не любитель монастырей, поэтому вот вам фотка ещё одного природного мелового сооружения)

Солнце нас баловало каждый день, очень красиво освещало местные холмы.

Второй поход подряд находим чьи-то останки. По пути к Путорана был скелет оленя, тут то ли собака, то ли лиса:

Весь запланированный маршрут на день мы прошли до обеда, поэтому позже нас повели смотреть на непроверенные точки на карте. Карта обещала, что там будут раскопки.

Но на одной из точек нас встретил дед за забором, который строго сказал, что либо 120 рэ с каждого за вход на территорию, либо фига с маслом. А территория была что-то около 50ти квадратов, и на ней были какие-то беспонтовые землянки, которые и так прекрасно были видны, потому что под забором я имею в виду деревяшку, стоящую на деревяшках :D
   Короче мы забили и пошли дальше, а дед с тех пор стал нашим локальным мемом)

Дальше мы пришли на точку с раскопками, где не оказалось раскопок (либо, как и с городищем, их закопали обратно). И ещё был какой-то памятник, которого тоже не было)

Короче, мы просто погуляли, поржали и пошли в лагерь) Но я не была расстроена, гулять по полям гораздо кайфовее, чем с умным видом изучать землянки, в которых я всё равно ничего не понимаю :)

День 2(7 мая)

Собрав лагерь, мы направились к селу Коротояк.
   В этот день было запланировано идти вдоль Дона,  но недавно были сильные дожди (они кажется были везде, до начала пешки я их застала и в Москве, и в Питере). Дорогу размыло, инструктора решили пожалеть наши ещё сухие ноги и мы шли в обход.

Когда-то Коротояк был целым важным городом на берегу Дона.
   Во время Азовских походов Петра I здесь строились корабли для его флотилии.
   А в Великую отечественную войну здесь велись ожесточённые бои. Коротояк даже был захвачен в 42м, а в 43м освобождён.

Мы немного погулял по городу в сопровождении местной жительницы, которая с особой любовью и увлечённостью рассказывала нам истории военных и не только времён. Обожаю местных жителей, которые любят свой край и могут красиво его преподнести!
   А потом мы пошли дальше, и нам встретилась красивая обзорная площадка с видом на Дон:

А потом мы спускались к Дону:

И опять очень красивые меловые холмики, а перед ними судя по всему разлилась река, и деревья торчали прямо из воды:

Солнце солнцем, но ветер на самом деле часто был ледяной. А как только темнело, только и хотелось, что греться у костра.
   Но красивейшее звездное небо баловало нас второй день подряд. Не крымское конечно, но давно я такого не видела. Наверное надо заканчивать с походами в белые ночи и полярные дни)

Ещё и встали кайфово, закат у Дона посмотрели:

День 3(8 мая)

Самый красивый день был сегодня! Но это ближе к концу, а пока - козы:

Проходили опять через местные деревушки. Названий уже не помню, но как же тут кайфово наверное жить:

Воронежская область - это степи и лесостепи:

Очень зелено везде, после всех наших арктических пустынь у меня от такого в глазах рябит, но приятно)

А вот тут мы подходим к горе, на которую позже заберёмся и будет очень красиво. Но и сама гора очень интересная, я даже кажется шаг ускорила, когда её увидела:

Забрались. Дальше без лишних слов:

Практически Альпы, только масштаб поменьше)

И опять дон Дон:
   Что б я знала, когда в первый раз брала платье в поход, что не смогу остановиться)
Успела щёлкнуться в последние 30 минут солнца, когда пришли на стоянку.
   Палатку пришлось собирать уже в сумерках)

День 4(9 мая)

Судя по фотографиям, сегодня я изучала животный мир :D
   Вот это была очень разговорчивая поняша, она прям встречала нас ржанием) Мне кажется, она ещё молодая, поэтому всему радуется.

А потом была ящерица. Мне кажется, я таких зеленушных ещё ни разу не вдела, очень красивая.

Она сама нас попросила её подбросить, честное слово :D
   Пытались высадить её у кладбища, отказалась. Через метров 30 попросилась выйти, видимо это была её остановка)

А теперь коровки!

Последняя ночь в палатке уже позади, а теперь и Доном любоваться осталось совсем немного:

И последние виды на местные деревушки:

По дороге зашли в небольшие пещерки:

И на ещё одну видовую площадку:

А дальше мы долго шли по лесу, у меня даже была пара флэшбэков с путоранской тайги. Не нравится мне ходить лесом, короче)

Но тем не менее дошли до последней деревни, где в местном продуктовом скупили половину товаров на обед сейчас и ужин в поезде. А потом нас забрал автобус и довёз до Воронежского вокзала.

Заключение

Маршрут без вау-эффекта, но я и не ждала восторгов. Подъёмов можно считать что не было, шли почти всегда по ровному, и масштабы видом конечно не те, к которым я привыкла.

Однако я с удивлением обнаружила, что по горизонтальной дороге идти как будто сложнее. Сердечно-сосудистой системе конечно лафа, но ноги(особенно колени и ахиллесово сухожилие) подофигели, мягко говоря.

Тем не менее и без вау-эффекта такого рода отдых здорово перезагружает голову, проверила на себе, рекомендую)

К тому же на такие маршруты легче собраться и морально, и по ресурсам. Ехать недалеко, билеты дешевые, при удачном попадании на праздники даже отпуск брать не надо, и особенной физической подготовки на мой взгляд такая пешка не требует.

А нам ещё и повезло с группой! Как-то сразу все нашли компанейский контакт, и наши инструктора - Анфиса и Даня - тоже здорово помогли создать атмосферу. Да и часто от инструкторов это больше зависит, чем от участников, так что большая им человеческая благодарность.