Дневник читателя: Повелитель мух, Уильям Голдинг

О книге

___Книга показалась мне детского/подросткогого возраста. И не потому, что главные герои там дети (хотя это в частности и способствовало причине, о которой я хочу сказать), а потому, что там несложным языком поднимаются довольно сложные вопросы о формировании социума и о важности общепринятых норм поведения.

___Многие люди, в основном подростки, постоянно мечутся из крайности в крайность: кто-то слишком податлив, позволяя людям/властям лепить из себя, что им вздумается; кто-то оказался немного умнее, чтобы не позволять собой манипулировать, но уперся в другую крайность, отвергая все и становясь бунтарем, не принимающим правила игры общества, в котором живет.
___Как показать первым их неправоту - понятно и не понятно - мозги купить.
___А вторые должны осознать неидеальность своих суждений, если осознают эту несложную книгу.

Стереотипы, новый взгляд

___Как я уже частично сказала, книга на мой взгляд говорит о ценности общепринятых норм поведения, выстроившегося с течением веков социума, стереотипов, правил. И о том, что все это теряется, когда появляется полная свобода (в понимании вседозволения).
___Главными герояими специально были выбраны дети того возраста, в котором им ещё не успели привить общепринятые рамки, но в котором они сами способны анализировать, делать выводы, различать добро и зло. И то, к чему они скатились, является подтверждением тому, что человек должен быть ограничен социумом и общепринятые нормы должны всегда иметь место быть для развития человечества.

___И тогда свобода в понимании вседозволенности - некорректная интерпретация слова. Свобода - это принятие правильных стереотипов и отвержение неправильных, умение сосуществовать с тем обществом, в котором живешь (или искать другое, если стереотипы этого общества совсем мешают тебе жить).

Модель формирования общества

___Настоящая книга - это довольно показательная мини-модель формирования общества с самых его основ. Хотя многие смотрят на эту историю, как на деградацию от цивилизации к дикарям, мне кажется, что дети - сами по себе дикари, а все цивилизованное, что они могут сделать, является плодом воспитания цивилизацией.
___И все их попытки организоваться являются лишь отголосками их воспитания. Но это были всего лишь отголоски, проявления черт характера, которые еще не успели укрепиться. Поэтому можно закрыть на них глаза, и тогда перед глазами читателя останется начинание формирования нового общества.
___Разделение детей на малышей и "взрослую власть" - формирование структуры общества. Разделение по обязанностям - формирование раздельного труда. Обожествление головы свиньи - своя первая религия, почему нет?

___И ценность нашего выстроившегося социума умножается многократно тем, что он так долго выстраивался и так быстро может разрушиться.

Цитаты:

1.
   Они прекрасно знали, чего же. Из-за того, что даже представить себе нельзя, как нож врезается в живое тело, из-за того, что вид пролитой крови непереносим.
2.
   – Собрания. Очень уж мы их любим. Каждый день. Хоть по два раза в день. Все болтаем. – Он оперся на локоть. – Вот сейчас протрублю в рог, и увидишь – примчатся как миленькие. И все честь честью, кто-то скажет – давайте построим самолет, или подводную лодку, или телевизор. А после собрания пять минут поработают и разбегутся или охотиться пойдут.
3.
Если лицо совершенно меняется от того, сверху ли или снизу его осветить, – чего же стоит лицо?
4.
Хрюша остался вовне треугольника. Это означало, что он намерен слушать, не говорить; Хрюша выражал таким образом неодобрение.
5.
Он лежал во тьме и знал, что он отщепенец.
    – Потому что я еще что-то соображаю.
6.
И, стоя среди них, грязный, косматый, с неутертым носом, Ральф рыдал над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа, над тем, как переворачивался тогда на лету верный мудрый друг по прозвищу Хрюша.

 В следующем выпуске:

Лев Николаевич Толстой "Война и мир"

Комментарии

Популярные сообщения